postheadericon Открытое занятие

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9»

 

ПРАКТИКОЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:

«Мы — наследники Преподобного Сергия Радонежского»

 

Выполнила и провела:

Воспитатель старшей группы Митина А. Ю.

2014 год

 Программные  задачи : воспитывать патриотические чувства, учить детей гордиться историей своей Родины, формировать нравственную основу личности ребенка,  интерес к « малой  Родине».

Продолжать развивать все стороны речи детей. Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Закреплять знание предметов крестьянского быта. Словарь: ухват, коромысло, кочерга, самовар и др.

Закреплять умение различать виды народных промыслов. Учить составлять небольшой описательный рассказ о предметах народных промыслов. Словарь: Сергиево-Посадская матрешка, Богородская игрушка, Дымковская игрушка, Хохлома, Городец, Гжель.

Учить подбирать однокоренные слова к слову Родина.

Предварительная работа: чтение детской литературы об истории Сергиева Посада, рассматривание иллюстраций жития Преподобного Сергия Радонежского, рассказ воспитателя о Преподобном Сергии.

Знакомство с народными промыслами, художественное творчество на тему народных промыслов.

Сюжетно – ролевые игры: «Ярмарка народных товаров» и др. чтение и разучивание стихотворений о Родине, о матрешке. Заучивание пословиц о Родине. Слушание гимна города.

Дидактический материал: декорация русской народной избы, фотоиллюстрации картин жития и трудов Преподобного Сергия Радонежского, дидактическая игра «Образование Троицкого монастыря и первых слобод на горе Маковец», выставка народных игрушек и предметов народных промыслов, выставка книг о Преподобном Сергии Радонежском и народных промыслов Сергиева Посада, оформленный стенд с художественным творчеством детей.

Непосредственно образовательная деятельность.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Дети: Сергиев Посад.

Воспитатель: Правильно, ребята. А в честь кого назван наш город?

Дети: В честь Преподобного Сергия Радонежского.

Воспитатель: Вы совершенно правы. А что вы знаете о Преподобном Сергии?

Дети: Он был монах.

Воспитатель: Монах – это человек, который посвящает всю свою жизнь Богу, и молится ему о всех людях.  А когда жил Преподобный Сергий?

Дети: Он жил давным–давно.

Воспитатель: В этом году исполняется 7 столетий со дня его рождения.

А давайте с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем, как появился наш город?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Приглашаю всех встать на волшебный ковер – самолет. Он перенесет нас на 700 лет в глубь веков. Для того, чтобы ковер доставил нас до места назначения, мы должны сказать волшебные слова:

Физкультурная пауза: Расцвели в саду цветы

                                          Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Теплый ветер налетал

Лепесточками играл.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Чуть коснешься ты земли

Быть по-моему вели…

Вели, чтобы мы оказались

В селе Радонеж почти 700 лет назад.

Воспитатель: Детки, закройте глаза, представьте густой лес, небольшие зеленые луга, среди них течет речка Пажа. Наши предки говорили: «Возле леса жить – голодному не быть».

Посмотрите, где мы оказались (декорация русской избы).

Скажите, пожалуйста, как называется дом, который рубили из дерева?

Дети: Изба.

Воспитатель: А если это дом богатого человека, боярина например?

Дети: Терем.

Воспитатель: Правильно. Давайте позовем хозяина и спросим разрешения войти.

(Выходит отрок в народной рубахе и портах).

Воспитатель: Здравствуй, мальчик, мы странствуем по старине, можно мы зайдем в гости в вашу избу?

Мальчик: Добро пожаловать! Мы любим странников.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки о предметах крестьянского быта, которыми пользовались в то время.

Загадки.

1. В избе – изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь).

2. Железный конь скачет в огонь (кочерга).

3. Рогат, да не бык, хватает – да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет (ухват).

4. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был – домой пришел, всем каши наварил (печной горшок).

5. Четыре братца под одной крышей живут (стол).

6. Кто при царе в шапке сидит (самовар).

7. Расписная дуга всем водицы принесла (коромысло).

8. Кто железным плоским зубом с елью справится и с дубом (топор).

9. Один вход – три выхода (рубаха).

Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы. Давайте расспросим нашего гостеприимного хозяина, как ему живется?

Мальчик: Тяжело сейчас всем людям живется, татары разоряют Русь-Матушку, жгут деревни, отбирают хлеб, обижают людей.

Воспитатель: А как твое имя?

Мальчик: Зовут меня Варфоломей.

Воспитатель: Ребята, какая удача, мы встретили отрока Варфоломея! Если вы его узнали, попробуйте догадаться, как зовут его родителей?

Дети: Боярин Кирилл и боярыня Мария.

Воспитатель: Правильно? (обращаясь к мальчику)

Варфоломей: Совершенно верно. Мою матушку зовут боярыня Мария, а батюшку боярин Кирилл.

Воспитатель: Ребята, вслушайтесь, как ласково называет своих родителей Варфоломей: матушка и батюшка, а как вы думаете почему?

Дети: Потому что он очень их любит.

Воспитатель: Конечно, Варфоломей очень любящий и послушный сын.

(обращаясь к Варфоломею) Скажи, пожалуйста, а чем тебе нравится заниматься?

Варфоломей:  Я люблю слушать истории, которые мне рассказывает мамочка. А еще я люблю играть с жеребятами, бегать с ними в поле, слушать как ветер шумит листвою и на лугу стрекочут кузнечики.

Воспитатель: Наши ребята тоже очень любят природу и животных. Варфоломей нам было очень приятно с тобой познакомиться. Скажи пожалуйста, а у тебя есть заветное желание7

Варфоломей: Я очень хочу освоить грамоту, но у меня пока ничего не выходит…

Воспитатель: Ну что ж помоги тебе Бог. До свидания! (Варфоломей прощается и уходит)

Ребята, а вы помните какое чудо потом случилось с Варфоломеем?

Ребенок: Однажды, Он встретил в лесу старца, который дал ему просфору и помолился о нем Богу. И с того дня Варфоломей научился читать даже лучше своих братьев и товарищей.

Воспитатель: Давайте отправимся на лужок, встанем в хоровод и споем русскую народную песню про березку.

Хоровод.

1. Земелюшка-чернозем, да

Земелюшка-чернозем.

Чернозем ,чернозем,

Земелюшка-чернозем.

2. Тут березка выросла, да

Тут березка выросла.

Выросла, выросла,

Тут березка выросла.

3. На березке листочки, да

На березке листочки.

Листочки, листочки,

На березке листочки.

4. Под березкой травонька, да

Под березкой травонька.

Травонька, травонька,

Под березкой травонька.

5. На травоньке цветики, да

На травоньке цветики.

Цветики, цветики,

На травоньке цветики.

6. Плели венки из цветов, да

Плели венки из цветов.

Из цветов, из цветов,

Плели венки из цветов.

Воспитатель: Пока мы с вами хоровод водили, березка наша выросла, и пролетело больше пятнадцати лет, много событий произошло за это время. Варфоломей вырос и вместе со старшим братом Стефаном отправился искать уединенное место, чтобы в дали от мирской суеты построить храм и молиться Богу за весь мир, за освобождение Руси от татар. В дремучем лесу, они увидели гору похожую на макушку (эту гору так и стали называть Маковица или Маковец), внизу протекала речка Кончура. На этой горе они построили себе шалаш, начали рубить сосны и строить храм на вершине горы. Посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте что приходилось делать Варфоломею и Стефану.

Дети: Им приходилось рубить деревья, носить тяжелые бревна, носить воду, добывать себе еду.

Воспитатель: А какую еду можно найти в лесу?

(ответы детей)

Еще они разбили небольшой огород и выращивали овощи. Какие овощи растут на огороде?

(ответы детей)

В лесу тогда водилось много дики зверей. Каких животных леса вы знаете?

(ответы детей)

А еще на горе Маковец было много змей, они очень опасны, укус некоторых змей смертелен. Варфоломей очень любил Бога и у него было такое доброе сердце, что животные это чувствовали и не боялись его. И случилось даже такое чудо: самый сильный и грозный обитатель леса – медведь приходил к Варфоломею, как к своему другу и тот угощал его хлебушком. После первой тяжелой зимы, Стефан ущел от брата в блакоустроенный монастырь города Москвы и Варфоломей остался один, но он не унывал, а молился Богу и трудился. Вскоре он стал монахом с именем Сергий. Люди стали узнавать о трудах Сергия от Стефана и Петра и стали приходить к нему и проситься жить и молиться рядом с ним, так постепенно образовался монастырь в честь Святой Троицы. Сергий никого не прогонял, всех старался утешить и помочь советом и молитвой. А молитвы его всегда слышал Бог, поэтому к Сергию шли разные люди и бедные, и богатые. (показ иллюстраций) Скажите какой князь приезжал за благословением на битву с татарами?

Дети: К Сергию приезжал Московский князь Дмитрий Донской.

Воспитатель: По молитвам Преподобного Сергия была одержана победа над татарами на Куликовом поле. А теперь давайте поиграем в игру.

(Дидактическая игра «Образование Троицкого монастыря и первых слобод на горе Маковец»)

Ребята, мы увидели с вами как в дремучем лесу на горе Маковец был основан Троицкий монастырь. Вокруг монастыря силились люди, хотели жить поближе к святому человеку и брать с него пример. «Был похож наш город древний не на город, на деревню». Первые поселения назывались слободы, давайте запомним это слово – СЛОБОДА. (повторение хором и индивидуально)

Прошло много лет… Были войны, пожары, враги пытались уничтожить и город и монастырь, но люди вновь отстраивали монастырь. Каменные, удивительной красоты храмы, составляют Троице-Сергиеву Лавру и по прежнему множество людей идет помолиться Богу у раки со святыми мощами Преподобного Сергия Радонежского. (чтение стихотворений о Родине, нашем городе)

Ребенок:

На холмах, широких склонах

 Расположен город мой.

 Город чудный, подмосковный

 Славен русской красотой.

 В голубой лазури светят

 Древней Лавры купала.

 Здесь история столетий

 Свою летопись вела.

Воспитатель: О Родине сложено много стихотворений, песен, пословиц. Какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети:

  • На родной земле и камушек знаком.
  • Нет в мире краше, Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Для Родины своей силы жизни не жалей.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.

Воспитатель: Ребята, вслушайтесь в это слово – Родина. Подберите похожие на него слова.

Дети: Родители, родной, родственники, родник и др.

Воспитатель: Ребята, наш город еще называют столицей игрушек. Как вы думаете почему?

Дети: У нас в городе есть музей игрушек; институт игрушек – единственный в стране.

Воспитатель: Есть предание о том, что самые первые деревянные игрушки делал Преподобный Сергий и дарил их в утешение деткам. Отсюда и пошла резная Богородская игрушка.

Сюрпризный момент.

Гость: Здравствуйте, ребята, мне очень понравился ваш город. Подскажите, чтобы я мог увезти на память о вашем святом городе?

Воспитатель: Мы приглашаем вас в сувенирную лавку.

(Стихотворение о матрешке, читает подготовленный ребенок)

Дидактическая игра «Составь небольшой описательный рассказ о народной игрушке».

Гость получает памятные сувениры и прощается.

Ребята, вот видите какое богатое наследство оставил нам Преподобный Сергий. Учитесь хорошо, будьте старательными, а если что-то будет не получаться — обращайтесь к Преподобному Сергию. Будьте помощниками своим родителям, трудитесь с удовольствием, и будет у вас на душе радостно. Наш город называют еще духовной столицей России! Как будет в будущем выглядеть Сергиев Посад зависит от вас. Давайте закончим наше сегодняшнее путешествие под гимн города, который называется «Славный поход». Слова написал наш соотечественник С. Боков, а музыку М. Гусев.

(Звучит гимн, все слушают стоя)

Вручение памятных призов детям.

1

23

4

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031